1654. ВОССОЕДИНЕНИЕ РОССИИ И УКРАИНЫ Автор: Илья Горячев «Казак, расторопный в делах казацких военных, в письме сведущий и часто бывавший в посольстве у королевского двора». Так очевидец описывает сотника Чигиринского полка Зиновия Богдана Хмельницкого, которому предстояло сыграть ключевую роль в истории Южной Руси, но в 1646 году, когда началась эта история, казачий сотник Богдан ещё и не помышлял о том, чтобы вершить историю. Началось всё с имущественного конфликта. Подстароста пан Чаплицкий выпросил себе у чигиринского старосты, краковского кастеляна и великого гетмана коронного Станислава Конецпольского родовой хутор Хмельницкого Субботово в 40 верстах от Чигирина. Пан Чаплицкий захватил хутор, всё имущество, а хуторских людей, в том числе домашних Хмельницкого, заковал в цепи. Хмельницкий отправился в столицу — Варшаву, за королевским судом. Король Владислав выдал Хмельницкому 22 июля 1646 года подтвердительную грамоту на владение хутором Субботово. Имея на руках королевскую грамоту, Хмельницкий обратился в суд с жалобой. Но это лишь разозлило пана Чаплицкого — он приказал своей дворне схватить 10-летнего сына Хмельницкого и запороть его до смерти. С этого началась череда событий, приведшая к воссоединению Южной и Северной Руси, оказавшихся разделенными после эпохи ордынского ига между Московским царством и Речью Посполитой — состоявшей из двух государств, объединенных Унией политической — Польского королевства и Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского. В конце XVI века под давлением Ватикана Варшава попробовала объединить два главных народа страны, поляков и русских, религиозной унией, то есть постепенно окатоличить, а, значит, и ополячить русских. Дело в том, что в то время религиозная самоидентификация определяла этническую. Чем отличался пан Чаплицкий от Богдана Хмельницкого? Тем, что один католик, а второй православный (ну или греко-восточный схизматик по терминологии католиков). Они разговаривали на одном языке, писали кириллицей, но по-разному крестились, поэтому один был поляк, а другой — русский. В течение двух лет шляхтичи травили Хмельницкого. В 1647 году он получил благословение Киевского митрополита на восстание. Характерно, что повести восстание он планировал против «своеволия панов польских», но не против короля Владислава, с которым у него были хорошие отношения, а самого короля считали «расположенным к казакам». Более того, он раздобыл «приватный лист королевский», в котором король Владислав подтверждал данное при коронации в 1633 году присутствовавшим там казакам, в том числе Хмельницкому, подтверждение всем казацким «древним правам и вольностям». В частности, там говорилось: «А если бы польские паны или дозорцы не стали уважать своих привилегий, то вы имеете при боку мушкет и саблю; ими и можете оборонять от поляков свои права и вольности». Объявив эту грамоту нескольким своим друзьям, 7 декабря 1647 года он с ними отправился а Запорожье, где за короткое время собрал отряд из 300 казаков — охотников идти в восстание. Чем он привлек лихих людей? Митрополичьем благословением и королевской грамотой. Этими двумя вещами и было легитимизировано восстание. К марту 1648 года у Хмельницкого было уже около 5 тысяч казаков. Тогда он отправил послов к крымскому хану Ислам-Гирею просить союза против Польши. Прагматичный союз. Хан согласился и в апреле прислал в Запорожье Орду на помощь казакам. Поляки направили против восставших два 6-тысячных отряда — один из лояльных реестровых казаков, а второй — из состава коронного войска. Плывшие по Днепру реестровые казаки умертвили возглавлявшего их полковника Барабаша и немецких наемников-ландскнехтов, которые были с ними, и перешли на сторону восставших. А второй отряд, состоявший из поляков, казаки перебили 5-8 мая. После этого Хмельницкий разгромил и основные королевские силы под командованием гетманов Потоцкого и Калиновского, которых взял в плен и передал своим союзникам татарам. Встав под г. Белая Церковь, принялся рассылать свои универсалы во все концы, где говорил, что «кому мила вера благочестивая, от поляков на унию претворенная», те должны спешить к нему с оружием. При этом король Владислав скончался 20 мая, а универсал Богдана, где он ссылается на упомянутый «приватный лист королевский», был издан 28 мая. То есть, момент очень удобный — междуцарствие. Отправил он грамоту и московскому царю, где извещал Алексея Михайловича о своих победах, смерти короля Владислава и далее писал: «Мы желали бы себе такого самодержца государя в своей земле, как Ваша царская вельможность, православный христианский царь.... Мы со всем войском запорожским готовы услужить вашей царской вельможности». Одновременно с этим, отправились казацкие послы и в Варшаву, где передали грамоты, содержащие подробное перечисление всех обид, причиненных шляхтой казакам, и просьбу простить казакам их невольный грех и оставить их при древних их правах и привилегиях. Сторонники москвоцентризма могут обвинять Богдана в непоследовательности, но это кабинетный подход — находясь внутри ситуации (а любая ситуация всегда многовариативна), он рассматривал все возможные варианты её решения. Конвокационный сейм в Варшаве выразил согласие начать переговоры, но было уже поздно. Универсалы Хмельницкого подняли всю Южную Русь — хуторяне массово шли казаковать, избивали шляхтичей — своих бывших панов, латинское духовенство, жгли костелы, спасались лишь те, кто соглашался принять православие. Любопытно, что митрополит киевский Сильвестр Коссов, ранее благословивший Богдана, находился при казацком войске, убеждая казачьих старшин принять условия Сейма. К 20 сентября у Богдана под рукой было до ста тысяч сабель. Разбив Королевское войско под Пилявцами, он вместе с татарами осадил Львов, но удовлетворился откупом и отошел к Замостью. Оттуда шайки казаков и татар рассеялись по Волыни, избивая ляхов. Так продолжалось до 17 ноября, когда был избран новый король — Ян Казимир, который подтвердил казачьи права, обещал не мстить казакам и приказал Хмельницкому прекратить смуту. Хмельницкий повиновался и отошел к Киеву и Чигирину. 17 декабря 1648 года Хмельницкий въехал в Киев как победитель. Тогда в Киеве находился Иерусалимский патриарх Паисий, путешествовавший в Москву за милостынью. Вообще, Москва активно использовала восточных иерархов, по сути, находящихся у неё на содержании, для оказания влияния на Хмельницкого. Патриарх дал ему титул светлейшего князя. Из Киева Хмельницкий перешел к Чигирину, а оттуда — в Переяслав. Туда прибыли послы от всех соседних государств, в том числе и от царя Алексея Михайловича. Туда же прибыл вновь назначенный королем киевский воевода Адам Кисель, а, когда он проезжал Киев, с ним дважды встречался митрополит Сильвестр Коссов. 9 февраля 1649 года Хмельницкий встретил комиссаров короля во главе с Адамом Киселем. Они вручили Хмельницкому гетманскую булаву и знамя, присланные ему королем и вы, он выслушал королевскую грамоту, объявляющую прощение всех прежних его проступков и свободу православной веры. Богдан в ответ благодарил короля за великие милости, но вступать в переговоры решительно отказался, сказав: «Много было времени вести переговоры со мною.... Теперь уже не время. Я исторгну весь русский народ из польской неволи. Прежде я воевал за причиненный мне вред и за свою обиду, теперь пойду сражаться за нашу православную веру. Вся чернь по Люблин и Краков будет помогать мне в этом деле... Сам патриарх в Киеве благословил меня на эту войну, венчал меня с моею женою, разрешил меня от грехов, хотя бы я и не исповедовался, и приказал мне совершенно истребить ляхов; как же мне не слушаться великого и святого владыки, главы нашей и любезнейшего гостя?»... Читать целиком: http://modus-agendi.org/articles/3226

Теги других блогов: история Россия Украина